weaselman
Half man, half weasel. All good.
Каждые лет три-пять, когда приходит пора менять работу, сталкиваюсь с таким вот феноменом. Кругом обнаруживается целая куча новых компаний, делающих всякие интересные штуки, пользуясь технологиями, о которых я вообще никогда слыхал (ну, или слыхал, но тем дело и ограничилось). Сидя на собеседовании, приходится даже как-то стесняться, когда слышишь с искренним интересом заданные вопросы, вроде "ну, а как у вас, в такой-то-и-такой-то знаменитой компании решают такую-то-и-такую-то проблему с обработкой больших массивов данных?". Они правда хотят узнать, как это делается в такой замечательной и знаменитой компании, чтобы перенять опыт и поднабраться ума-разума. Им в голову не приходит, что там у нас, в знаменитой компании, всей этой фигней занимаются некая доморощенная библиотека, сляпанная "на коленках" шесть лет назад и два интерна, необходимых для того, чтобы время от времени перезапускать зависшую программу и дописывать недоработанные куски, а что не получается дописать, просто делать руками.

Приходится объяснять, что, видите-ли, пять лет назад, когда мы все это начинали делать, никаких общепринятых подходов и, тем более, готовых решений для этой проблемы еще не существовало, а для нас это была, как бы, побочная задача, поэтому, мы подошли к ней утилитарно, воспользовались самым простым, дешевым и эффективным решением, которое удовлетворяло нашим требованиям ... А потом, когда появилась библиотека Люминосец-1, не говоря уже про Супер-Джедай-4, мы занимались уже совсем другими вещами, а эта штука у нас просто работала, делала то, что от нее требовалось, хотя и со скрипом, и вот, как-то все руки не доходили заменить ее на что-то более современное и совершенное.

С работой проблема решается довольно легко - надо просто ее, работу, менять почаще, каждые года три, или, хотя бы пять, пока твои знания и умения совсем уж от времени не отстали, переходить на новое место, где народ, как раз, играется с этим самым Супер-Джедаем, бежать, так сказать за уходящим поездом истории.

Но есть у этой проблемы сторона и похуже. Вот, кредитные карты к примеру. Как известно, они были изобретены в Соединенных Штатах, где-то в двадцатых годах ... И с тех пор, практически, никаких изменений не претерпели. То есть, да, они теперь стали разноцветными, и даже имеют магнитную полосу, так что, в большинстве мест, номер, все-таки, не нужно вводить руками или пробивать на копирку (хотя тоже не везде). Но если приглядеться ... "Де-факто стандарт" - это тот же самый допотопный терминал, подключенный к аналоговой телефонной линии. Новейшее средство безопасности - на некоторых заправках недавно начали спрашивать почтовый индекс хозяина карточки. Грабитель держись! Официант в ресторане забирает вашу карточку и уходит ... звонить в банк по телефону, чтобы проверить кредитоспособность. Потом приходит обратно ... просить чаевые. На интернете требуется ввести цифры на обороте карточки. Это наверное, на случай, если человек, укравший вашу карточку, слепой. Что интересно, весь этот бред здесь никого даже не удивляет. Такой стандарт сервиса. Мы так привыкли, воспринимаем, как само собой разумеющееся то, что расплатиться в ресторане занимает двадцать минут. А как же иначе? Пока дозвонишься ...

В Европе, с другой стороны, получившей всю эту технологию много позже, от этих самых штатов, да что там в Европе ... даже в Канаде, которую большинство американцев (и не только) снисходительно считают чем-то вроде "младшей сестренки" Америки, даже там ... везде, в каждой крошечной забегаловке - мобильные цифровые машинки, которые связываются с банком прямо при вас, по закодированной цифровой линии, получают подтверждение в течение нескольких секунд, да еще и предлагают за вас подсчитать размер чаевых, которые вы хотите дать официанту. А в самой карточке встроен чип, который "знает" ПИН владельца, так что, украденной картой воспользоваться все равно невозможно (если, конечно, владелец заранее не нацарапал на ней ПИН для памяти). В Европе, во многих местах американской карточкой вообще больше расплатиться нельзя из-за этой "фичи" - глупая машина требует ПИН, а американский картодержатель никогда о такой штуке не слыхал.

Почему в Америке нет такого? Да потому же, почему у меня на работе никто не пользуется Джедаем - и так работает. То есть, есть некая система, которая худо-бедно, выполняет поставленные перед ней задачи. Тридцать лет уже выполняет, а то и все пятьдесят. Менять сейчас это - встраивать чипы во все кредитные карты, производить и устанавливать новые терминалы, которые эти чипы умеют читать, заставлять точки продаж покупать мобильные ридеры - это десятки и сотни миллионов, а прибыли от этого ... Ну какая от этого прибыль? Разве что, уменьшение потерь на мошенничество ... Но это такая вещь ... неконкретная. В смысле, все понимают, что, конечно, закодированная, защищенная цифровая линия это лучше, чем по телефону звонить, но ... ведь и так работает, вот в чем штука.

Или взять сотовую связь, которая тоже была изобретена в штатах, пионером технологии, АТ&T. Для Европы (и той же Канады) попасть "мертвое пятно" - где нет телефонного сигнала - сюжет для фильма ужасов. В штатах даже на хайвее не всегда удается по телефону поговорить, не говоря уже про послушать музыку через интернет. Стандарт сервиса здесь другой. Потребитель привык к тому, что сигнал то есть, то нет, то погаснет то потухнет, интернет медленный и ненадежный ... ну, а что вы хотите - телефон без провода. В Европе же, когда такая штука появилась, телефоном без провода было уже никого (из тех, чье мнение имеет значение) не удивить (в Америке это давно уже есть!), надо было, чтобы оно еще и сносно работало, благо, технология шагнула вперед и вполне позволяла.

В самих штатах такие вещи тоже заметны, хотя отличия, конечно, менее разительны. К примеру, Восточное побержье, до сих пор, по инерции, считающееся колыбелью интеллектуальности и научной мысли штатов. Гарвард, МИТ, Корнелл, Йель ... Убитые, раздобанные дороги, умопомрачительные пробки из-за разрегулированных сфетофоров и полного отсутствия планирования, общественный транспорт уровня и пассажироемкости середины прошлого века, небоскребы с выпадающими при сильном ветре стеклами, полный паралич жизни в случае природного катаклизма ... в виде снегопада или сильного дождя, отсутствие канализации в 40% близких пригородов мегаполисов, отсутствие газа в 70% их же и т.д. и т.п. Все это было нормой пятьдесят лет назад, когда на Востоке был экономический подъем, а про Силиконовую Долину никто еще и не слыхал. Сейчас же весь прогресс - там , на Западе. Там разработаны, опробованы и использованы новые подходы - к строительству, планированию, управлению, к развитию и использованию инфраструктуры, к интернету и той же сотовой связи. А на Востоке ... На бостонское метро в свое время потрачены сотни миллионов старых денег. В марте, город, наконец, отваживается закрыть одну из станций на реконструкцию. Планируемая стоимость проекта - 90 миллионов (т.е., реальная цифра - как минимум 180), а займет проект (опять же, только по плану) два года. Ясно, что такими темпами догнать Западное побережье в плане технологий у Востока нет.

Возможно, лет через пятьдесят, или больше, что-то новенькое (летающие Делореаны?) появится и у нас, и начнется новый виток спирали. А пока единственный способ избежать этой моральной дряхлости - делать то, что я делаю каждые три-пять лет, меняя работу. Бежать на Запад за уходящим поездом истории. Или лучше в Европу.